Страна мёда — это документальный фильм, который завоевал гран-при на кинофестивале Сандэнс в 2019 год и вот теперь номинирован на Оскар
О фильме
На первый взгляд фильм может показаться скучным и простым. Он рассказывает о жизни женщины Хатидзе Муратова в заброшенной деревне в Македонии. Она собирает дикий мед, ухаживает за старой 85-летней матерью. Фильм начинается с медитативных наблюдений за обычными похожими один на другой днями. Хатидзе идет к пчелам. Необъяснимые невидимые нити связывают Хатидзе с ними. Они не кусают ее и позволяют брать мед. Хатидзе разговаривает с ними, поет песни как друзьями и соседями: «Половина для меня, а половина для вас». В женщине есть интуитивное знание природы, вдали от цивилизации она встраивается в природный ритм и живет в гармонии и целостности.
Она заботится за матерью Назифи, которая несколько лет не встает. Дочь кормит ее с ложки и угощает привезенным из города бананом. Мать жалуется на старость и болезни, что стала обузой. Они пререкаются по пустякам, хотя это такая форма разговора между очень близкими людьми, которые неразделимы. Иногда отправляется в город, чтобы продать мед и купить кое-какие продукты. Она прекрасно ладит с продавцами местного рынка, рассказывая о целебных свойствах своего мед.
В деревню приезжает семья турков-кочевников. У них семь детей и стадо коров, которые тут же разбредаются по всем закоулкам. Постепенно они начинают общаться. Хатидзе скучает по людям, охотно делится знанием по пчеловодству. Цена на мед привлекает отца семейства Гусейна заняться пчелами, но ему некогда следовать заповедям Хатидзе, надо кормить семерых. Его действия приносят разрушения в жизнь Хатидзе и пчел.
По словам режиссеров, они снимали фильм об отношениях человека и природы, о человеческой жадности и тонком балансе между природой и человечеством. Но совершенно незаметно для себя вышли за рамки экологии. Авторы фильма не драматизируют жизнь и не вмешиваются в историю, не встают на чью-либо сторону. Они сторонние наблюдатели. Такой подход говорит, что в жизни нет простых и однозначных ответов на вопросы.
Так Страна мёда постепенно уплотняется событиями, сложными взаимоотношениями и противоречиями с соседями, матерью — всего того, из чего состоит жизнь каждого из нас, создавая большой непонятный мир в целостности и неделимости. Хатидзе отличается от нас искренностью принятия настоящего.
Что было дальше с Хатидзе
После просмотра фильма Страна мёда мне стало интересно, как снимался фильм, и что стало с главной героиней.
Тамара Котевска, Любомир Стефанов, авторы фильма провели три года с Хатидзе. Первоначально они планировали снять короткий документальный фильм об экологии в районе реки Брегалница. Эта река меняет русло каждые десять лет, и деревни вокруг нее двигаются соответственно. Этот район находится в самом центре страны. Около десяти деревень заброшены. Там нет благ цивилизации — электричества, дорог, водопровода. Изредка наезжают сезонные пастухи. Это тяжелая жизнь.
Там остались некоторые семьи и такие одиночки, как Хатидзе. Тогда Тамара Котевска, Любомир Стефанов решили рассказать ее история. Жизнь Хатидзе соответствует традиций турецкого меньшинства, проживающего в этой части Македонии, младшая дочь обязана заботиться о родителях, пока они живы, и не может выйти замуж и иметь собственную семью. Когда появилась турецкая семья, съемочная группа разделилась на две команды, чтобы сохранить объективность повествования.
Фильм «Страна мёда» имеет открытый финал. Когда ее мать умерла, Хатидзе оставляет дом и отправляется в путь.
Она переехала поближе к брату и родственникам. Создатели фильма помогли приобрести дом из суммы денежного приза в Сараево. Теперь она может летом быть с пчелами, а на зиму возвращаться в деревню к людям.
Еще про документальные фильмы: Документальные фильмы фестиваля Sundance 2020, которые затмят художественное кино